Динамика стоимости пассивов в девальвирующихся валютах

37
ПОДЕЛИТЬСЯ

Динамика стоимости пассивов в девальвирующихся валютахКредитные обязательства при чрезмерном ими увлечении ложатся тяжким бременем как на бизнес, так и на семейную экономику. Однако кредит в девальвирующейся валюте – манна небесная, если правильно им воспользоваться.

О пользе кредитов выпущено множество рекламных буклетов, в основном банками – каждый кулик свой товар хвалит. Однако люди, нырнувшие в этот омут, не чают скорее из него выбраться. Внутренние переживания, замешанные на ощущении какого-то неуловимого обмана, происходящего на тонкой грани игры с процентными ставками, перекредитовками и прочими материями кредитного бизнеса, не дают покоя, заставляют все время возвращаться к мыслям о действительной роли кредитов в нашей жизни.

Если отбросить романтический флер – «исполнение желаний» и прочий рекламный бред, посмотреть в суть кредитных отношений, то становится понятно, что винить кредиты в чем-либо так же бессмысленно, как кухонный нож в убийстве. Это не более чем инструмент, и он должен использоваться по назначению, а если топором колбаску рубить, то недолго и столешницу испортить.

Единственное целевое применение кредита – использование заемных средств для получения дохода, превышающего процентную ставку. Все остальное – от лукавого, который, играя на наших желаниях, набивает свою мошну.

Однако, как и каждое явление грубой материальной жизни, кредитные схемы имеют свои недокументированные возможности, в частности, ипотечный кредит с аннуитетной схемой платежа позволяет зарабатывать на сдаче купленной в кредит недвижимости за счет особенностей расчета суммы аннуитетного платежа и растянутого срока выплат.

Еще интереснее обстоит дело с кредитом в девальвирующейся валюте. Чем стремительнее обесценивается денежная единица, тем выгоднее в ней кредитоваться. Вот только с деньгами, полученными в долг, требуется поступать единственно верным способом – на них нужно быстро купить твердый и ликвидный актив.

Взятие кредитов в теряющей стоимость валюте уже само по себе можно считать бизнесом, не хуже торговли на бирже. В экономике за столетия накопилось множество изощренных способов получать прибыль, не включаясь в процесс производства прибавочной стоимости – все они построены на схемах перераспределения существующей стоимости от «глупых» к «хитрым». К этой же категории относится и извлечение дохода из кредитования в девальвирующихся валютах.

Этичность такого бизнеса остается под вопросом, но если «ничье» лежит под ногами – кто поленится? А если банки еще и бегают за тобой – «возьми кредитик, ну пожа-а-алуйста» – тогда как? Да и в ментальности русского народа отсутствует запрет «нагибать» банки. Мы слишком часто оказывались в положении «глупого» без вины, чтобы отказать себе в удовольствии отомстить.

В начале 90-х, когда рубль находился практически в свободном падении относительно большинства мировых валют, а банковская система России уже начинала выдавать кредиты не только на стройки века, но и простым гражданам, простейшая комбинация – взять кредит в рублях, купить доллары, подождать, продать доллары, погасить кредит, приносила существенный доход без всякого участия в залоговых аукционах.

Тема ушла вместе с гиперинфляцией, зачем сейчас ворошить прошлое, ностальгируя о том, как было бы хорошо попасть обратно в начало 90-х, да с сегодняшними знаниями и опытом? Биткойн фактически воссоздает ту ненормальную ситуацию переходного периода, ставя сегодня все мировые валюты в положение рубля начала 90-х.

На память также приходит история из 1998-го года.

– Занял это я аккурат перед дефолтом миллион рублей – квартиру собирался покупать, на время поиска переложился в доллары, а там и грянуло, ну, я доллары продал–- и долг вернул, и квартиру купил, еще и сам в шоколаде остался.

Стоимость пассивов, номинированных в теряющих свою стоимость валютах – например, кредит в рублях при падении последнего относительно доллара, выраженная в долларах, снижается. Существенной характеристикой является скорость снижения. Так, скажем, при двукратном снижении за год, выигрыш с учетом стоимости кредита составит порядка 80 процентов стоимости пассивов.

Использовать идею игры на понижение с кредитным плечом можно в различных ситуациях. Например, целью может быть избавление от пассивов – кредитных обязательств.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда мы имеем дело с рублевым кредитом, пусть для определенности это будет 12-ти процентная ипотека на 20 лет и сумму 1 млн. руб. Также имеется возможность привлечь дополнительные средства под 20 процентов годовых на срок 5 лет.

Идея следующая – берем еще один кредит в рублях, закупаемся твердой валютой – ну той, относительно которой рубль планирует съехать на уровень пониже, ждем и терпим повышенную кредитную нагрузку, в момент достижения рублем требуемого минимума выходим обратно в рубль и гасим все свои векселя.

При принятых исходных данных и темпах падения курса валюты кредита к инвестиционной валюте 100 процентов в год, момент выхода из проекта – 12-ый месяц, при условии, что мы не планировали перекрыть схемой расходы на обслуживание кредитов.

Наличие в арсенале идейного борца за свободные активы такого инструмента как кредитование в слабеющей валюте – сильное оружие. И растущий биткойн дает его в руки любого желающего. Относительно криптовалюты на период бурного роста сети пользователей все остальные валюты можно рассматривать как несущую волну, на которой можно прокатиться в светлое будущее отдельно взятому предприимчивому индивидууму.

Экстрим в использовании схемы падения стоимости пассивов, номинированных в девальвирующихся валютах, для извлечения выгоды связан с рисками обратного движения курсов и снижения динамики процесса ниже критического уровня, когда транзакционные издержки начинают превышать эффективность инфляционного насоса.

Однако все вышеперечисленные риски являются всего лишь рисками, которыми при желании можно научиться управлять, ничего сверхестественного в них нет, все они плоть от плоти достаточно инерционных экономических процессов. Конечно, в условиях высокой волатильности биткойна проводить краткосрочные операции на пассивах становится рискованно, но в биржевой торговле использование кредитного плеча является классикой, а процессы различаются всего лишь амплитудой, и то не всегда.

Автор: DZiNTRO

37 КОММЕНТАРИИ

  1. Насчет "пирамиды", я столько раз вам это говорил, аж устал уже: биткойн не пирамида.

    Вы бы хоть новые аргументы придумывали, что ли – а то все талдычите одно и тоже, эти аргументы давно опровергнуты, уже даже надоело.

  2. Знаете, спорщики, что есть биткоин я до конца уже месяц понять не могу (ровно столько сим масштабным явлением интересуюсь). Но. Как простенький обыватель, для себя решил “А нехай будет!”:)
    Почему?
    а потому что все помнят, как 11 декабря этот товарищ рухнул до около $500 за штуку, а уже 26 декабря был более $700. Рост в пределах года тоже очевиден даже для человека, никаким боком не связанного с экономикой, биржами и пр. То есть, если вы хотите что-то хранить, храните деньги в сбе…. ооой, фильм вспомнил, храните в биткоинах:).
    Но еще одно но.
    Несмотря на то, что традиционные инструменты имеют тенденцию падать в цене, биткоин в плане времени — явление весьма молодое. Значит доверяй, но проверяй. Как? Указано было выше.
    Держите некоторую часть своих сбережений в коине, а остальное — в привычных фиатах, золоте и прочем.
    Вот как-то так.
    З.Ы. Сильно не обессудьте, ибо в экономике я разбираюсь как свинья в апельсинах. Биткоин стал интересен как явление, и собственно его вкусный рост и подстегнул к изучению хотябы азов этой науки.

  3. Есть мнение, что не целесообразно делать высокорискованные инвестиции на заемные средства. Статья как бы намекает на обратное или я ошибаюсь?

    • Да, мнение автора в том, что фиатные деньги и дальше будут только терять покупательную способность, а крипто – только дорожать. Поэтому разумно формировать свои активы в крипто, а пассивы – в фиате. Проводится аналогия с тем, как в 90х все старались занять в рублях, а разместить средства в долларах и прочих более твердых валютах.

      Насколько рискованы инвестиции в криптовалюты, и стоит ли этот риск того, чтобы бежать закладывать свою последнюю рубашку в ломбард и на эти деньги “вступать в биткойн”, каждый решает сам. Мне кажется, что такая стратегия довольно рискована, но у людей может быть и иное мнение…

  4. Уважаемый, я понимаю, что Ваша остановка следующая, но выйдите Вы именно на этой, так как выходят все…

  5. Вы серьёзно не понимаете преимуществ биткоинов перед золотом?

    Если у меня есть золотая монета, то я не смогу отщепнуть от неё маленький кусочек, чтобы моментально заказать себе новый комп, когда старый устареет. (например Bitcoin -> Webmoney -> e2e4) Просто в 21-ом золото мягко говоря не очень удобно. А биткоин обладает всеми преимуществами золота, но лишен его недостатков перед электронными деньгами.

    • Регулярно продаю понемножку, и на просадках выкупаю. Мне не удается ловить пики, поэтому я крупными порциями не торгую.

  6. А разве до ФРС зелёных бумажек небыло? Были. А вот фиатными они тогда небыли, потому что были товарными. То есть в любой момент они могли быть обменяны на определённый товар по фиксированной цене.Декретом государства могут объявлятсся как фиатные так и товарные деньги,а рынок определяет их цену. То что цена на биткоин зависит от того что ляпнет тот или иной государственный дядька подтверждает что он фиат.

    • Верно, до эры фиатных (государственных) денег, банкноты были фактически расписками на хранимое банками золото – денежными субститутами. Биткойн же не является ни фиатом (поскольку никто не утверждает его стоимость декретом) ни субститутом – поскольку он ни на что не обменивается. То же, что курс Биткойна колеблется от высказываний разных госдеятелей, фиатом его никак не делает. Если Центробанк Китая объявит, что продаст свои золотые резервы, золото еще как заколеблется – но фиатом от этого тоже не станет, нет.

        • Первые попытки выпуска фиатных денег были еще в древнем Китае. На протяжении всей истории человечества, любая денежная система, основанная на фиате, через какое-то время рушилась.

          Если же вы имеете в виду чеканку государствами монет, то роль государств в этом была чисто технической – обеспечивать единообразие и правильность чеканки. Так что называть такие деньги “государственными” вряд ли правильно. Реальная денежная функция в этой системе лежала на золоте или серебре, из которых и чеканились монеты.

          Впрочем, и в этой роли государства часто обманывали возлагаемое на них доверие, история полна случаями “порчи монеты”.

      • Жаль там регистрация заблокирована пока. А так, обсуждение стоило-бы вести в сторону: чем нынче владеть безопаснее. Все таки фантики имеют шокирующую гипертрофированную денежную базу в 3.7 трлн, с претензией на 30% ежегодный прирост. Это для многих, включая меня – открытая подготовка к резкому обесцениванию доллара.
        Экономисты что пытаются преждевременно предсказать скорый выход биткоина из моды, делают как минимум одну важную ошибку. А именно: не учитывают крайне кризисное (можно сказать обреченное) состояние мировой экономики. Доверие к государствам, банкам, фиатным деньгам – падает по крайней мере у людей любопытных, и не желающих войти в число жертв будущего кризиса. Во всяком случае мне кажется, что за кризисы должны платить как раз злоупотребляющие доверием обыватели, которые полностью делегируют ответственность за свое финансовое благополучие “системе”. Поскольку людей, что отказываются от сбережений в фиате, число достаточно большое и лишь небольшая часть из них оценила плюсы биткоина, чисто логически получается так, что спрос на цифровую валюту лишь набирает обороты. А вместе с ростом капитализации, неизбежно в лагерь сторонников будут примыкать и влиятельные в мире люди, самой разной величины. Кто-то из идейных причин, а кто-то по меркантильным.
        Вот я не могу себе вообразить, как это сейчас может получиться, чтобы все держатели биткоинов просто взяли и “закончили игру”. Через год буханка хлеба может будет $100 стоить, какой резон продавать дефляционные активы при таких перспективах? Да и одной распродажей биткоин попросту не прикончить, что доказано не однократно уже.
        Есть конечно риски для самой сети биткоина, технологического плана, которые может и отпугивают некоторых инвесторов. Например, возможность сегментации интернета по национальным секторам, по волевому решению отдельных государств (получится несколько форков). Или возможность сманивание майнеров в любой другой sha256-форк, для чего надо правда изрядное число долларов, чтобы выкупать добываемые монеты по столь привлекательному курсу, что биткоины добывать станет невыгодно.

  7. статья предлагает вкладываться в падающий биткоин? при совершенно неясных перспективах легитимности его как средства платежа..как вообще можно считать биткоин оплотом стабильности,когда его так колбасит относительно других валют?к чему писать такие глупости?

    • Для начала, отвечу прямо – мы никого ни к чему не призываем и не рекомендуем срочно бежать брать кредит в фиатной валюте, и инвестировать его в биткойны. Однако вцелом, стратегию когда ваши активы формируются в дорожающей валюте, а пассивы – в дешевеющей, назвать глупой никак нельзя – именно в этом смысл многих финансовых операций, в том числе международных.

      Ну, а теперь по поводу “падающего биткойна” – крайняя волатильность его курса – это краткосрочная характеристика, в долгосрочном плане (год к году) он пока что только дорожал по отношению к любым активам. Вот, посмотрите на эту схемку:

      • Что смущает в биткоинтематике, так это то, что все, противопоставляют биткоин фиатным деньгам, хотя сам биткоин к ним тоже относится. Ведь фиатные деньги, это деньги на которые ни один товар не может быть куплен по фиксированной цене.

        • Ну почти, разница только в том, что фиат обесценивается, а биткойн растет. Как в краткосрочной перспективе, так и в будущем.

        • Видите ли какое дело. “Фиат” – это не ругательное слово, которое применяется к государственным деньгам. Fiat – по-латыни значит “да будет так”. “Фиатные деньги” – это такие деньги, которые имеют монетизацию не потому, что рынок решил, что они чего-то стоят, а потому, что государство “авторитетно заявило”:

          Данный кусочек зеленой бумаги, на котором изображен дохлый президент, стоит ровно 100 долларов. Просто потому, что я так говорю. А тому, кто считает иначе, я дам по рогам. И тому, кто будет подделывать такие кусочки бумаги, я тоже дам по рогам. Все поняли?

          Биткойн в этом смысле фиатом назвать никак нельзя – так же как для золота и любого другого товара, его стоимость определяется исключительно рыночными процессами. Иногда его неточно называют фиатом, потому что “за ним ничего не стоит”. Но подумайте – что на самом деле “стоит за золотом”? Или за домиком в пригороде Сочи? Считаете, что этот домик “сам по себе” обладает какой-то внутренней ценностью? Скажите это обладателям точно такого же в окрестностях Кинешмы… или Детройта: http://bitnovosti.io/2013/12/14/nash-otvet-greenspanu/

        • Ну почему никак нельзя. Его стоимость, как и стоимость фиатов определяется исключительно рыночными процессами.То что его никто не навязывает в качестве единого платёжного средства совсем не означает, что он не фиат. За домиком в Сочи стоят его потребительские свойства,а за золотом, ещё и память о том, что когда то оно было естественными деньгами.

        • Еще раз, "фиат" – это деньги, объявленные в качестве таковых декретом государства, а не в результате рыночного процесса. Представьте себе, что США как государство перестало существовать, Федеральный Резерв тоже распущен. Какова теперь стоимость зеленых бумажек с портретами мертвых президентов?

          Биткойн никто никогда деньгами не объявлял, и цену им не определял – кроме рынка. Поэтому "фиатом" его невозможно назвать просто по определению.

        • Стоимость фиата определяется не рыночными процессами.
          Ни то, что делает ФРС США, ни то, что делает ЦБ РФ, не является действиями участника рынка ни по существу процесса, ни даже по оглядке операторов/регуляторов на потребности участников рынка. Они ориентируются на свои собственные цели – цели их менеджмента, как правило, не совпадающие с декларированными.

    • Падающий? Ты думаешь это пирамида уже на стадии насыщения и скоро рухнет? Я думаю она далека от стадии насыщения и продолжит сильный рост, если её не начнуть гасить. Естественно, когда она насытится, то есть иссякнет источник новых вкладчиков она рухнет, но до этого момента ещё далеко, пирамида же глобальная. Если капитализация начнёт приближаться к 100 миллиардам, то уже будет вероятность коллапса. И вообще прогнозировать такую пирамиду очень сложно, может она рухнет при 70 миллиардах, а может разрастётся и до 2 триллионов. В ближайшее время самое опасное это, то что её могут загасить правительства, сама она в ближайшее время не рухнет.

  8. Налоги можно и в биткоинах платить при грамотной юридической политике государства, а не наше “всё запретить!!!”. Кредитка же плоха тем, что VISA — система централизованная, отчего ваши деньги на самом деле становятся не ваши, а данные в долг банку. Банк может лопнуть, банк может объявить вас педофилом и заблокировать счёт, и, наконец, любой магазин, в которой вы пользовались картой, может потерять номер вашей кредитки на просторах интернета, а хакеры сделают её копию-клон. В общем, доверять приходится всем под честное слово, и никто не хочет делать эту закостеленую банковскую систему надёжнее и лучше. Никто, кроме Биткоина.

  9. Привет всем, у меня вопрос
    Почему я должен покупать биткойны?
    В чем его реальная ценность?
    Тоесть еще недавно это было нерегулируемое средство обмена да еще набирающее популярность, нет налогов, анонимность плюс постепенный рост – в этом была реальная стоимость. Сейчас после взлета в Китае покупать биткоины (и другую криптовалюту) ожидая роста нецелесоообразно т.к. есть значительный риск падения после скачка. Что касается анонимности то с ростом обьемов усилится регулирование и контроль как это было в Китае, по сути покупка биткоинов это обычная сделка купли продажи и участники должны платить налоги, большинство государств при серьезных обьемах не будут терпеть уход от налогов прямо под носом, будет тоже что в Китае.
    Что касается использования. Я никак в толк не возьму почему среднестатистический человек должен пользоваться биткоинами для оплаты чего-либо? Чем плоха кредитка? Плюс для магазинов это дополнительная возня и юридические риски.
    Проще говоря лишившись своих реальных ценностей анонимности и безналоговости биткоин станет бесполезным ничем не отличимым от привычных денег пятым колесом.
    Урегулирование произойдет просто юридические колесики в государствах медленно крутятся.
    Если бы не было этого скачка и популярность и обьемы использование росли медленно может многие люди и привыкли платить в биткоинах потому что это “инновационно”, а так взлет обьемов и известности приведут к регулированию и стагнации как инвест и платежного инструмента
    Так зачем все это? Вчем реальная ценность биткоина ?

    • Хорошие вопросы. Именно для того, чтобы предложить ответы на них, и создан наш сайт. Однако, увы – в нескольких словах вам на них не ответить – если вы действительно хотите найти ответы, придется прочитать несколько статей, которые раскрывают те или иные аспекты Биткойна. Я бы рекомендовал начать с секции, где собраны наиболее важные материалы сайта.

      Если же вас интересуют в первую очередь экономические аспекты и преимущества, начните с секции экономики.

      Многие статьи дают ответы именно на те вопросы, которые вы задаете. Если же после прочтения у вас останутся конкретные вопросы – задавайте их, мы постараемся на них ответить.

    • Ценность биткоина в том, что его количество ограничено. А количество долларов, евро, и йен за последние 5 лет выросло невообразимо и продолжает расти по 30-40% в год (что предполагает подготовку к гипердевальвации, в т.ч. вероятно мгновенной). По идее если у вас нет $10000 на депозите, которые завтра могут обесцениться до стоимости буханки хлеба, то беспокоиться не о чем. А если есть, весьма благоразумно небольшую часть было-бы переложить в твердые активы (золото, биткоины и т.п.), просто в качестве пенсионных сбережений. Насчет недавнего скачка, цены уже упали заметно, и валюту можно покупать по мере снижения по разным ценам: $500, $300, $200, усредняя цену входа. Те кто удержался в биткоине с прошлых лет, несмотря на невероятный рост курса валюты, просто осознают что все фиатные валюты обречены на обесценивание без вариантов.

      • АААА, я понял вы все (сторонники биткойна, в том числе и Винклвоссы) рассматриваете его как нечто во что можно переложится (и будут перекладываться) во время следующего кризиса как в золото из акций.
        Тут я согласен, это возможно, возможно в случае глобального кризиса биткойн сильно вырастет.
        Однако если есть золото зачем биткойн?
        (тут под словом золото я подразумеваю любое традиционное антикризисное средство – ювелирку, картины)
        По сути и золото и биткойн одно и тоже , все давным давно решили что золото ценно(образовали рынок,биржу и тд) и сейчас многие решили что биткоин ценен (тоже самое рынок, биржа и тд). В какой-то степени все это пирамида, и по сути успех биткойна зависит только от того насколько Винклвоссы и другие энтузиасты убедят окружающих в том что биткойн можно юзать как золото.
        Причем если до скачка в Китае имело значение как биткойн распространяется среди основной массы людей, то теперь скорее значение имеет то насколько Винклвоссы пролоббируют юридический статус биткойна потому что из-за этой всей шумихи начнут закручивать гайки государства и основные свойства биткойна пропадут даже до того как станут популярными (анонимность и возможность оплаты).

        Вот и все, короче говоря я теперь согласен с тем что в кризис битки могут вырасти как золото(если тузы рынка поверят Винклвосам и Ко и к тому времени законы не помешают инвестировать), но как массовое явление(которым его пытаются представить авторы многочисленных статей оперируя красивыми словами) как массовое явление биткойн по моему убил скачек в Китае и шумиха т.к. как и Китай многие государства закрутят гайки для магазинов и бирж, а последствия мы видим на Китае + потенциал роста уменьшился изза скачка. Вот как-то так.
        Еще короче говоря запасся попкорном и смотрю что будут делать государства и Винклвоссы И Ко, если будут лишние деньги куплю чуть биткойнов (как и золота).

        п.с. Еще скажу, почитал статьи и уверен что биткойн очень сложен в понимании для обывателей, если бы где-то было просто написано “биткойн полезен тем, что при кризисе он скорее всего вырастет” так нет же везде какие-то лозунги, про инновации и т.д., секта-пузырь-пирамида, блин :)))

        • Вот так выводы вы сделали из прочтенных статей! “Биткойн – это инновационная секта-пузырь-пирамида, в которую будут перекладываться инвесторы при следующем кризисе. Только он в этом плане хуже золота потому что сложнее, да и государства его удавят, закрутив гайки.” Я ничего не упустил, сведя ваши выводы в эту пару предложений?

          Пожалуй, стоит дать вам несколько линков для дополнительного чтения. 😉

          Почему биткойн – не секта, а скорее “мега-стартап” нового типа: http://bitnovosti.io/2013/12/10/wall-street-ne-ponimaet-bitcoin/

          Почему биткойн – не пузырь: http://bitnovosti.io/2013/11/05/kogda-zaklinateli-mylnyh-puzyrei/

          Почему биткойн – не пирамида: мой комментарий

          Почему, при всем к нему уважении, золото биткойну конкуренцию проиграет:
          http://bitnovosti.io/2013/12/17/bitcoin-i-zoloto/
          http://bitnovosti.io/2013/11/29/bitcoin-dorozhe-zolota/
          http://bitnovosti.io/2013/12/02/bitcoin-kak-universalnaya-valyuta/

          Почему государства, при всем желании, не смогут “удавить” биткойн:
          http://bitnovosti.io/2013/12/10/chto-zakonodateli-dolzhny-znat-o-bitcoin/
          http://bitnovosti.io/2013/12/20/bitcoin-v-kitae-vzlet-i-padenie/

        • Так давайте по порядку:
          – Я не говорил что биткойн пузырь, пирамида, – я говорю что всё “пирамида” и “пузырь” и стоимость золота и акций и биткойн – все стоит столько сколько люди верят что это стоит.
          – Что касается секты – в статьях о биктойне которые я прочитал куча моментов которые можно трактовать по разному и лозунгов, нигде прямо не написано “биткойн ценен потому что люди верят что он ценен” это похоже на брошюрки сектантов.
          – “не смогут «удавить» биткойн:” – да Китай уже это сделал, вы вдумайтесь капитализация биткойна упала в 2 раза (!!!) при том что правительство даже серьезно не нажало.
          – Да существующая фин. система на ладан дышит, по пока она работает биткойн это пятое колесо, если все обрушится может значение биткойна увеличится может нет.

          Если честно не знаю о чем тут спорить, биткойн никто не замечал по большому счету до скачка в Китае, может со временем его значение(использование, капитализация) вырастет может нет, если государства нажмут то точно нет. Просто не знаю о чем тут еще спорить и где я не прав.

        • Цитата: “- Что касается секты — в статьях о биктойне которые я прочитал куча моментов которые можно трактовать по разному и лозунгов, нигде прямо не написано «биткойн ценен потому что люди верят что он ценен» это похоже на брошюрки сектантов.”

          Это не секта, это просто слишком наивная реклама хитрой финансовой пирамиды. Я сам как пирамидчик заинтересован в максимальном “успехе” пирамиды, эта статья напоминает рекламу МММ, такая реклама только вредит “успеху” пирамиды. За такую рекламу могут и наказать. Рекламировать пирамиду надо, но реклама должна быть грамотной.

        • В одно время я вложил в драг. металлы куда больше, чем в биткоины. Однако теперь весь мой металлический портфель смешно стоит, в сравнении с криптовалютным. Получается что диверсификация вложений очень полезна. Да и есть такой момент: даже несколько золотых монет перемещать в пределах нашей страны на себе, весьма опасное дело. Хранить или вывозить золото за границу, особенно если случиться новая революция в духе “отнять и поделить”, отдельные затратные мероприятия. Учитывая манипуляции китайцев и американцев, в последний год золото конечно стало сравнительно дешевым, но увы не в нашей стране – наценка от $200 на унцию. Так что все яйца в эту корзину я уже давно складывать перестал )

        • цитата: “По сути и золото и биткойн одно и тоже”.

          Абсолютно разные вещи. Золото это ценный металл, а биткойн ничем не обеспечен, со временем он рухнет, когда иссякнет поток новых инвесторов.

          цитата: “В какой-то степени все это пирамида”.

          Ни в какой-то степени, а на 100% это финансовая пирамида. Ранние вкладчики получают доход от следующих вкладчиков. Покупают биткойн только из-за того, что думают, что смогут продать существенно дороже через некоторое время следующему входящему в пирамиду и соответственно заработают ничего не делая.

          цитата: “секта”.

          Это абсолютно не секта.

        • Насчет "пирамиды", я столько раз вам это говорил, аж устал уже: биткойн не пирамида.

          Вы бы хоть новые аргументы придумывали, что ли – а то все талдычите одно и тоже, эти аргументы давно опровергнуты, уже даже надоело.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here