Биткойн и личностное развитие

0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Делает ли Биткойн нас лучше? Биткойн-евангелист Александр Светски рассуждает о влиянии Биткойна на личностное развитие, видение мира и решения, которые мы принимаем, вдохновляясь и опираясь на книгу Джордана Питерсона «12 правил жизни: противоядие от хаоса».


Глава 1: Биткойн как любовь к себе

Глава 2: Биткойн против нигилизма

Цитаты из Джордана Питерсона, если не указано иное.


 

Биткойн как любовь к себе

Четвёртая глава книги Джордана Питерсона «12 правил жизни» называется «Сравнивайте себя с самими собой вчерашними, а не с кем-то другим сегодняшним»

Основной посыл в том, что жизнь нелегка, и чтобы найти в ней удовлетворение и смысл, необходимо прогрессировать. Сравнение себя с другими, особенно в глобально взаимосвязанном мире, может быть не самым здоровым ориентиром, потому что так вы всегда ставите себя в невыгодное положение. Это усложняет внутренние переговоры с самим собой, и как следствие, приводит к принятию менее обдуманных решений.

Питерсон ясно показывает, что оценочные суждения находятся в центре всех процессов принятия решений, и то, к чему мы стремимся, как мы договариваемся с самими собой и насколько ценим будущее, — всё это имеет определяющее значение для качества жизни, которую мы в итоге проживаем.

Я настоятельно рекомендую прочитать книгу целиком и эту главу в частности всем тем, кого интересует тема саморазвития и самореализации.

Как это связано с Биткойном, спросите вы? Ответ может показаться банальным, но когда я читал эту главу, мне сразу пришли две идеи:

  1. «Биткойн — это любовь к себе»
  2. Биткойн делает вас лучше

Некоторые из этих тем мы уже затрагивали не раз — как временное предпочтение, например, — но сегодня я бы хотел поместить их в иной контекст, рассмотрев наряду с такими идеями как:

  • Временное предпочтение
  • Самоуважение
  • Стремление к совершенству
  • Оценочные суждения/оценка
  • Поведение
  • Личность
  • Зрелость
  • Человеческие поступки

На ключевые идеи из книги Питерсона мы попробуем взглянуть через призму Биткойна, а на ключевые идеи Биткойна — через призму Питерсона.

Ценность, решения, действия

Любому действию, будь то сознательно или нет, предшествует ряд оценочных (и ценностных) суждений. Чтобы действовать эффективнее и становиться лучше, нужно принимать более точные и реалистичные оценочные суждения, постоянно и последовательно. Вы получаете обратную связь от системы, на которую воздействуете, или от среды, в которой действуете, и корректируете действия, адаптируясь к ним (т.е. выносите новые оценочные суждения), прежде чем предпринимать новые действия, после чего этот цикл повторяется снова и снова.

Все системы, как микро-, так и макро, работают подобным образом. Стабильные и эффективные системы располагают встроенными высокоточными средствами передачи информации. Те, что терпят неудачу, делают это потому, что информация либо не может передаваться, либо превращается в шум, либо происходит сбой в цикле обратной связи.

«Стандарты лучшего или худшего не являются иллюзорными или ненужными. Если бы вы не решили, что то, что вы делаете сейчас, лучше, чем альтернативы, вы бы этого не делали. Идея свободного от ценностей выбора – это противоречие в терминах. Ценностные суждения являются предварительным условием для действия».

То, как мы обрабатываем обратную связь от системы и что делаем с этой информацией, будь то воспринимаемая неудача или успех, со временем может стать стандартом. Стандарт — это абстрактное правило, которое возникает в результате экспериментов и итераций. Хорошие стандарты улучшают циклы обратной связи и делают систему эффективнее, но их определение тоже имеет свою цену (неудача/исправление). Плохие стандарты или их отсутствие могут показаться более инклюзивными, но со временем они ведут к энтропии и распаду. Макроустаревание — это существенно более высокая цена, по сравнению с микронеудачами и исправлениями.

«Неудача — это цена, которую мы платим за стандарты, и, поскольку посредственность имеет реальные и суровые последствия, стандарты необходимы».

«Мы не равны ни в способностях, ни в результатах, и никогда не будем равны.

В мире, заражённом фиатом, где понятия исправления, обратной связи и истины с каждым днём выхолащиваются, где за жизненные результаты выдаются ряды бессмысленных цифр, придуманных бюрократами, а стандарты называют “угнетением патриархата”, как может индивид регулярно оценивать собственную ценность, будь то относительно себя вчерашнего или других участников системы?

Хотя это пока ещё не невозможно, относительную ценность и значимость действительно трудно измерить, и результат получается чрезвычайно неточным. Мы не просто ошибаемся, но заблуждаемся в отношении того, в чём именно ошибаемся, и потому нам трудно исправить ситуацию.

Коррекция важна, представляя собой, как подразумевает само слово, процесс приведения в корректное состояние того, что в настоящее время корректным не является, будь то ценностное суждение, поведение или действие. Это требует честности и признания ошибок!

Как можно узнать, принимаете ли вы лучшие решения, если вы либо отказываетесь признавать ошибки, либо в принципе на это неспособны? Как можно исправить что-то, если ваша мерная шкала сломана? Вы можете думать, что ваши действия соответствуют вашему высшему благу, но в реальности вполне вероятно, что вы наносите ему ущерб.

Современность изобилует слепцами, строящими структуры с помощью сломанных инструментов. На самом деле лучший способ представить разницу между фиатным и биткойн-стандартом — это аналогия со слепцом, который в какой-то момент обретает зрение.

Фиатная экономика — как группа слепцов, строящих дом с помощью эластичной рулетки и сломанных инструментов. Биткойн — это когда строителям дома даны зрение и точные измерительные инструменты. Эти два дома будут кардинально различаться по структурной целостности, практичности, использованию ресурсов и красоте.

Фиат ослепляет, а абсолютный фиат ослепляет абсолютно. Не только ценность, которую мы приписываем вещам, совершенно неверна, но и возникающие структуры и стимулы, которые их поддерживают, искажаются и деформируются. То, что начинается с размытой картинки, в какой-то момент (если не держать это под контролем) переходит в полную слепоту.

Относительная ценность

Любая ценность относительна, конечно. Австрийская экономическая школа, как и в целом данные о человеческой деятельности и наблюдения за людьми любых социальных слоёв, доказывают без сомнения, что субъективная теория ценности — не просто “теория”. Она применима не только к тому, как мы оцениваем вещи и предметы вокруг нас, но и к тому, как мы оцениваем самих себя, свои действия, свой статус во внешнем мире и всё это по отношению к другим людям.

Эти различия в ценностях определяют то, как мы движемся вперёд, или, в случае возникновения патологии, как мы загоняем себя в отчаяние и нигилизм. Как в современном взаимосвязанном мире обеспечить первый сценарий, не затерявшись во втором?

Питерсон отвечает на этот вопрос с психологической точки зрения лучше, чем я могу сделать это здесь, поэтому моё дополнение к его аргументу будет состоять в праксеологическом и экономическом понятие экономии, “сбережения” во времени.

Когда человек может сохранять продукт своего труда (богатство) с течением времени, без риска его конфискации или обесценивания, это снижает уровень неопределённости в отношении его будущего, позволяет ему яснее оценивать свои достижения, планировать наперёд и ставить перед собой новые цели.

Нет, это не марксистский аргумент об “устранении лишений” как решении проблем человека. Я говорю о том простом факте, что, когда человек может сберегать, у него появляется возможность снизить временное предпочтение и построить чувство собственного достоинства на основе своего труда (а не чьих-то подачек).

Это совсем другое по сравнению с человеком, сосредоточенным в каждый момент только на том, как ему прокормиться и не лишиться крова. Есть причина, почему территории с гиперинфляцией, богатыми ресурсами, энергией и человеческим потенциалом, оказываются так бедны экономически.

Повышение точности человеческих действий

Игра жизни в человеческом обществе — экономическая. Это процесс или изучение агентов с целями (сознательными или бессознательными), которые выносят ценностные суждения, принимают решения и затем действуют в направлении реализации этих целей, используя и распределяя ресурсы, находящиеся под их контролем или во владении — время, энергию, материальные ресурсы.

Это, вероятно, вариант той же первичной игры, в которую играют все живые существа. Просто мы в антропологическом контексте называем это экономикой.

«Вовсе не действовать — значит избегать игры, но мы не можем избежать игры. Делая что-либо, мы тем самым играем в игру, имеющую определённую и ценную цель, которую всегда можно достичь более или менее эффективно и элегантно».

Поэтому вопрос, который вы, дорогой читатель, должны себе задать, заключается в том, как можно вести правильную игру, если механизм оценки нарушен? Если сама игра жизни сфальсифицирована, а таблица очков — лишь иллюзия, чтобы вы продолжали думать, будто вы по-прежнему в игре, то что, по вашему мнению, произойдёт со временем?

Будут ли люди играть честно и открыто? Будут ли показывать себя с лучшей стороны? Кто на самом деле поднимается по иерархии статусов? Какой подсознательный сигнал это посылает остальным? Кто становится образцом для подражания? Как это влияет на ценностные суждения, а значит, и на поведение других людей?

Мне не нужно отвечать на этот вопрос за вас. Просто оглянитесь вокруг. Мы разрушаем самую душу человечества, срезая углы, подставляя других, обманывая и воруя на пути к ложным представлениям о победе или просто чтобы выжить.

Осмысленные игры

Чтобы люди процветали, игры, в которые они играют, должны быть осмысленными. Но в фиатном мире смысл одним из первых подвергается эрозии и искажению.

Отличный пример — это люди, ставшие самостоятельными “домашними” трейдерами и чья жизнь превратилась в высокотревожный, оппортунистически-отчаянный азартный сплав Trading View и Porn Hub.

Это напоминает мне ещё одну цитату из книги Питерсона:

«Но победа во всем может означать лишь то, что вы не делаете ничего нового или сложного. Вы можете выигрывать, но вы не растёте, а рост может быть самой важной формой победы. Должна ли победа в настоящем всегда превалировать над траекторией во времени?»

Слепой азарт в стиле Веймарской республики — прекрасный пример того, как воспринимаемая победа в настоящем превалирует над долгосрочной возможностью для роста и смыслом (т.е. подлинной победой).

Наши барометры смысла сломаны, и поэтому мы не только играем в неправильные игры, но и в немногие правильные игры играем неправильно. Здесь лежит и ответ на проблему коррупции. При настолько низкой стоимости коррупции, когда это всего лишь “включение печатного станка”, заседание комитета тех, кто не несёт личной ответственности за результат (как Федеральный комитет по открытым рынкам или Всемирный экономический форум) или конкурс популярности (выборы), чего вы ещё ожидаете?

Фиат развращает, а абсолютный фиат развращает абсолютно.

Новая игра

Биткойн позволяет нам изменить сценарий — сначала на личном (микро)уровне, а со временем и на макроуровне.

Заложенный в Биткойн механизм роста — это надёжный способ одновременно делать то, что морально (сохранять продукт своего труда в безопасности, вне досягаемости воров) и добиваться успехов в финансовом плане.

Революции, подобной этой, мир ещё не видел — революции, подрывающей коррумпированный статус-кво, но при этом возникает органично, уважает право частной собственности, соответствует естественному порядку вещей, стимулирует как друзей, так и врагов, улучшать её и вознаграждает своих сторонников (не просто словесных, но тех, кто берёт на себя риски) непропорциональным богатством, просто идеально сохраняя их покупательную способность во времени.

В XXI веке нет большей альфы и, вероятно, никогда не было и не будет. Это точка перегиба для человечества, и если воспринять это таким образом, то она может стать точкой перегиба и для вашей жизни.

Если карты вечно складываются против вас, возможно, игра, в которую вы играете, каким-то образом сфальсифицирована (возможно, и вами самими, неосознанно).

Помимо преимущества игры Биткойна, в которой карты складываются в вашу пользу, свойства Биткойна побуждают вас удлинять свой временной горизонт и, таким образом, менять игру на более долгосрочную и лучшую для вас, вашей семьи, вашего племени и мира.

Не было изобретения или открытия, сделанного человеком и более явно влияющего на личное временное предпочтение, чем Биткойн, — за исключением разве что потомства, но это уже совершенно другая категория.

Когда вы можете безопасно и надёжно сохранять продукт своего труда для будущего использования, когда вы можете безопасно переносить его не только через пространство, но и, что ещё важнее, через время, вы начинаете думать и вести себя по-другому.

У вас появляется “пространство” для более осмысленных и значимых игр — игр, которые вас вдохновляют, в которых вы хороши. Тех игр, в которых вы действительно можете конкурировать и иметь шансы на победу. В этом и кроется настоящая надежда.

Сравните это со схемами, маскирующимися под игры, которые вам навязывают ложные идолы, гемблеры, говорящие головы и разрастающееся как раковая опухоль государство, — это ложная надежда и один из главных источников современного нигилизма.

Множество игр

Но что делать тем, кто не может играть в эти новые игры?

Я рад, что вы задали этот вопрос. Экономика не является игрой с нулевой суммой, потому что количество включённых в неё меньших игр, в которых мы можем преуспеть или потерпеть неудачу, не ограничено. Идея о том, что IQ определяет успех, слишком узка, потому что успех многомерен, и люди преуспевают в разных вещах по разным причинам.

Для более интеллектуальных областей и в мире, который стал чрезвычайно интеллектуальным, IQ может иметь значение; но даже это было оспорено и, по-видимому, опровергнуто (как бы мне ни не нравился Нассиб Талеб по-человечески, его аргумент против IQ силён).

Майк Тайсон — отличный пример, опровергающий IQ как показатель успеха, и в мире не столь узком и ограниченном такие примеры могли бы процветать и в более широких областях.

Главное найти игру, которая вам подходит, что более вероятно в разнообразном обществе, где у людей есть возможность исследовать, работать, добиваться успеха, внедрять инновации и вносить вклад благодаря своим уникальным талантам.

Централизованная попытка превратить всех людей в послушных автоматов, работающих из дома ненормированно по Zoom, слепо делающих ставки на Robinhood и получающих безусловный базовый доход для пропитания, — это та среда, в которой людей из середины колоколообразной кривой — которые преследуют не осмысленные цели, а то, что им представили как имеющее значение, — можно легко классифицировать по когнитивным навыкам с помощью теста на IQ.

Биткойн и личностное развитие
Это неигровые персонажи — люди, находящиеся в вечной крысиной гонке

К сожалению, их существование во многом обусловлено миром, в котором сохранять продукт своего труда больше невозможно, а социальная ориентация не возникает естественно, а задаётся. В этом мире вы вынуждены стать послушным крепостным или безвольным рабом.

Вы не можете играть в новые игры, потому что единственная игра, в которую вы вынуждены играть, — это выживание. Вы зависимы. И государство хочет, чтобы вы были… ещё более зависимыми. Управлять “длинным хвостом” из леммингов гораздо проще, чем пасти львов.

«Нет такой единственной игры, в которой можно добиться успеха или потерпеть неудачу. Есть много игр, и, конкретнее, множество хороших игр — тех, что соответствуют вашим талантам, вовлекают вас продуктивное взаимодействие с другими людьми, поддерживаются, а иногда даже улучшаются со временем».

Мы хотим, чтобы люди играли во множество игр, потому что это не только повышает их шансы на процветание и самореализацию, но и на макроуровне открывает больше возможностей для большего количества игр, что со временем приводит к созданию большего общего богатства — как прилив, поднимающий все лодки.

Когда вы лишены возможности сберегать, вы застреваете в единственной игре, из которой чувствуете, что не сможете выбраться и продвинуться вперёд. Неудивительно, что нигилизм настолько распространён.

«Также маловероятно, что вы играете только в одну игру. У вас есть карьера, друзья, семья, личные проекты, художественные начинания и спортивные увлечения».

Ничто из этого не означает, что люди не могут прорасти через это злодейское искажение. Безусловно, это возможно, как показывают примеры новых предпринимателей, лидеров мнений и компетентных людей, которые “сделали себя сами”.

Проблема в том, что уровень “энергии активации”, необходимый для преодоления этого порога, увеличился до такой степени, что всё меньше людей могут подняться и играть в эти тонкие игры. Не говоря уже о стимулах играть в них нечестно.

Это создаёт всё больший разрыв между имущими и неимущими в современном обществе, что в глобально связанном “мире социальных сетей” оказывает катастрофически негативное влияние на мировоззрение и работоспособность людей. Единственным их убежищем постепенно становится зависимость от государства-опекуна.

Биткойн и то пространство, которое он создаёт, позволяя людям просто сберегать, открывают двери для более честных и разнообразных игр. Он также даёт каждому сберегающему (осмотрительному игроку) повышение покупательской способности со временем, действуя как ETF на человеческий прогресс в целом. Чем более эффективными и продвинутыми мы становимся, чем больше игр мы играем, чем больше богатства коллективно производим, и чем больше каждая денежная единица значит, тем больше пространства создаётся для каждого пользователя этих денег.

Биткойн — это прилив, который поднимает все лодки, резко контрастируя с современным фиатным миром, который создаёт беспрецедентный раскол.

Знаю, что это звучит слишком легко (easy), но это не так. Это просто (simple). Огромная разница. Самые сложные вещи обычно решаются таким образом — не хирургически, а комплексно. Просто, но не легко. Для потери веса в общем случае не требует сложных диет — нужно просто меньше есть и больше двигаться.

Исправление общества не требует запутанных бюджетов на 2500 страниц, которые никто не читает и которые принимаются как “закон” бюрократами пенсионного возраста на красных ковровых дорожках. Для исправления общества нужно просто, чтобы люди больше сберегали и имели возможность выбирать, куда направить свои усилия и когда играть.

Это называется зрелость.

Созревание личности

Чем более зрелым становится человек, тем дальше он может продлить свои временные горизонты. Чем выше стои́т, тем дальше он может видеть.

Зрелость — это функция временного предпочтения. Чем выше предпочтение, тем более детским и в конечном счёте зависимым вы становитесь. В то же время, чем ниже предпочтение, тем более ответственным, самостоятельным и взрослым вы становитесь.

Общество, в котором мы живём, всё больше наполняется взрослыми-детьми, зависящими от доброй воли своих государственных опекунов.

По мере взросления мы, напротив, становимся всё более индивидуальными и уникальными. Условия нашей жизни становятся всё более персональными и менее сопоставимыми с параметрами жизни других людей. Символически это означает, что мы должны покинуть дом, управляемый нашим отцом, и столкнуться с хаосом нашего индивидуального бытия.

Зрелый человек — это тот, кто становится индивидуальностью, причём более сложной, тонкой и многомерной. Современное общество хочет, чтобы мы все стали однородными конформистами, отказывающимися покинуть дом, управляемый нашим государством-опекуном. Они хотят защитить нас от “хаоса жизни” и окутать ложными обещаниями безопасности в обмен на наше повиновение и послушание.

С каждым днём человечество в целом становится всё более инфантильным. Это не прогресс. Это регресс. Фиат ослабляет, а абсолютный фиат ослабляет абсолютно.

Биткойн представляет собой шаг к ответственности и зрелости. Шаг к тому, чтобы стать личностью, которая, расправив плечи, будет самостоятельно противостоять хаосу жизни.

Чем больше в обществе сильных личностей, тем сильнее оно становится в целом.

Преодоление инфантилизма государства

Биткойн помогает нам обратить вспять текущую тенденцию.

Младенец зависит от своих родителей практически во всём. Ребёнок — успешный ребёнок — уже может на какое-то время отойти от родителей и завести друзей. Для этого отдаёт часть себя, но многое получает взамен. Успешный подросток должен довести этот процесс до логического завершения. Он должен покинуть своих родителей и стать как все остальные. Он должен интегрироваться в группу, чтобы преодолеть свою детскую зависимость. Будучи интегрированным, успешный взрослый затем должен научиться быть в меру отличным от остальных.

Будучи ответственными взрослыми, мы больше не школьники, которым нужны опекуны, которые будут регулярно говорить нам, что делать. Однако именно таким образом устроено всё современное общество, потому что бюрократам нужно что-то бюрократизировать. Если они не регулируют что-то или кого-то, то что ещё они будут делать?

Чтобы оправдать своё существование, они продолжают разрабатывать всё более сложные регуляторные и социальные рамки, в которых все должны действовать, что, в свою очередь, создаёт ещё больше сложности, требующей дальнейшего регулирования.

Это социальный эффект Бенджамина Баттона в действии, а жертвой его становится суверенный индивид. Он удушается бюрократией и бессмысленной ерундой, заключающей его в хрупкий стеклянный куб “безопасности.”

Он теряет свою дерзость и отвагу — критически важные качества для способности индивида играть в разнообразные и осмысленные игры.

Отвага

Как сказал Купер в Интерстелларе Кристофера Нолана,

«Раньше мы смотрели в небо и искали там свое место среди звезд, а теперь смотрим вниз и беспокоимся о своем месте в грязи».

Развитая и зрелая цивилизация может поднять взгляд и отважиться стать лучше. Она будет больше открывать, больше делать, больше производить и больше испытывать — не из отчаяния или растерянности, но из любопытства и отваги.

Мы это утратили. Только в последние несколько лет людей убедили в том, что здоровые в остальном люди представляют опасность для их здоровья, что им нужно дистанцироваться от всех людей, потому что каждый — это ходячая патогенная лаборатория, что речь — это насилие, что наука — это нечто такое, чему вы “доверяете”, и что безопасность каким-то образом является добродетелью.

Духам наших предков сейчас за нас стыдно, и это неудивительно, ведь для отваги нужна уверенность. Но что происходит с уверенностью, когда тебя всю жизнь опекали, а общество спроектировано так, чтобы напоминать психиатрическую лечебницу или дом престарелых?

И заметьте, не всё это было создано намеренно какими-то инопланетными рептилоидами за красной занавеской. Это во многом результат ориентации на плохие ценности и измерения прогресса с помощью мошеннической системы оценок.

Мы должны переломить эту ситуацию.

«Осмельтесь вместо этого быть опасными. Осмельтесь говорить правду. Осмельтесь выражать себя и высказывать (или, по крайней мере, осознавать) то, что действительно оправдало бы вашу жизнь».

Чтобы сделать это в социальном смысле, с настоящей уверенностью, вы должны знать, что ковёр, на котором вы стоите, не будет вырван у вас из-под ног. Определённость, уверенность — это базовая человеческая потребность, и для того чтобы функционировать как здравомыслящие люди, мы должны иметь здоровые средства для удовлетворения этой потребности. А самое здоровое — это возможность сохранять ресурсы и таким образом снижать риск неопределённого будущего.

Современность же заставляет всех нас стоять на ковре (rug), на котором написано “ТЯНИ СИЛЬНЕЕ” (“pull harder”; отсылка к схеме аферы rug-pull).

Биткойн, с другой стороны, — это стабильная основа под вашими ногами. Никаких ковров, никаких джиннов, никакой чепухи — только карта, точно соответствующая территории, и возможность играть в честную игру с честной системой счёта.

Подведение (промежуточных) итогов

Биткойн позволяет вам честно критически оценивать достигнутое.

Современное устройство жизни в большей части мира похоже на тех людей, которые вечно заняты, вечно напряжены, постоянно куда-то спешат, при этом не достигая ничего существенного. Даже лучшие и самые способные из нас попадаются в эту ловушку. Мы так заняты, что редко находим время, чтобы просто подвести промежуточные итоги.

Представьте себе пару людей, бегущих в каком-то случайном направлении. Вдруг к ним присоединяются ещё несколько человек, потом ещё, и через какое-то время уже все бегут в одном направлении, и никто не знает, почему, откуда или куда. Это современная жизнь. Никто не подводит итогов. Мы все застряли на этой бесконечной беговой дорожке, или колесе для белок, где остановка (вроде бы) означает исчезновение в небытии.

Биткойн и личностное развитие
Безумие толпы действует таким образом во всех сферах

Чтобы противостоять тенденции и выделиться из толпы, требуется, во-первых, смелость, а во-вторых, умственное “пространство” для того, чтобы самостоятельно определить собственные приоритеты и решать за себя.

Это тот тип человека, который может противостоять и сопротивляться тиранической склонности постоянно сравнивать себя с другими сегодня, а не с тем, кем он сам был вчера.

Вот что значит быть суверенной личностью, человеком, который способен сказать “нет”, когда все остальные слепо соглашаются с большинством, — как тот единственный человек на знаменитом фото из нацистской Германии. Именно с такими людьми у меня в первую очередь ассоциируются биткойнеры.

Биткойн и личностное развитие

Когда естественное желание сравнивать себя с другими (что само по себе необходимо сдерживать в постоянно связном мире, о чём писал доктор Питерсон в четвёртой главе свой книги) сочетается с обществом, где слепое потребление и безудержные спекуляции движимы необходимостью выживать, потому что сбережения больше невозможны, а сверху на всё это накладывается ещё произвольная групповая идентичность под присмотром государства-опекуна, приводя к эрозии личной ответственности, — чего вы ожидаете?

Вы полностью патологизируете это и без того потенциально опасное желание сравнивать, и оно со временем метастазирует в бог знает что.

Биткойн позволяет вам сперва вернуть фокус на себя самого, а затем на то, что наиболее важно для вас лично. Да, вы также будете соизмерять своё состояние с другими HODLерами, но с укреплением вашего личного баланса у вас будет возможность передохнуть и подвести итоги.

Хотите ли вы продолжать идти вперёд, создавать ценность, строить бизнес и накапливать достаточно богатства, чтобы догнать других? Или вы хотите немного расслабиться? Или, возможно, завести семью? Или открыть небольшой бизнес в каком-то красивом уголке мира? Варианты появляются, когда у вас есть возможность сохранять ценность.

Биткойн — это любовь к себе

Сохраняя продукт своего труда в твёрдом и некоррумпируемом активе, вы фактически оказываете услугу себе будущему. Передавая своё богатство во времени, вы расширяете собственные возможности в будущем. Так вы создаёте основу для того, чтобы договариваться с собой, вместо того чтобы становиться тираном.

Тираны в этом контексте — это те, кто не имеет выбора или, по крайней мере, полагает, что у него нет выбора, поэтому они нападают на всех: они отбирают, принуждают и проецируют собственные недостатки на всех остальных.

«Вы честно договариваетесь с собой? Или вы тиран над собой и сами себе раб?»

Вот где стоит искать подлинную токсичность, а не в той надежде, которую Биткойн дал людям, и не среди множества биткойнеров, с самого начала неутомимо разоблачавших мошенничество и бесплатно обучавших других.

Не позволяйте этим продавцам змеиного масла — шиткойнерам и бюрократам — вас одурачить, заставив поверить, будто Биткойн и его сторонники токсичны для вас. Биткойн и биткойнеры токсичны для империи лжи и всех её центральных управляющих. Биткойн — это сохранение. Биткойн — это ответственность.

Сохранение, сбережение, — это краеугольный камень общества, потому что оно даёт вам уверенность во времени. Это критически важно для того, чтобы стать человеком, который действует из состояния спокойствия, владения и ответственности, а не из отчаяния и положения жертвы.

Ответственность — это краеугольный камень функционального человеческого поведения и естественный ограничитель неограниченной свободы. На макроуровне ответственность позволяет развивать крепкое моральное общество со здоровыми границами и сильными участниками.

Может ли человек совершить бóльшие акты любви по отношению к себе, своей семье, своему племени и всему миру?

Биткойн — это сохранение.
Биткойн — это ответственность.
Биткойн — это мораль.
Биткойн — это любовь к себе.
Так просто.

Биткойн против нигилизма

В первой главе мы исследовали ценность, решения и действия. Мы обосновали, как Биткойн повышает точность каждого из них, и как в результате это приводит к игре в лучшие “игры” на пути к тому, чтобы стать лучшей версией себя.

Во второй главе рассмотрим, как Биткойн повышает качество целей, определяемых человеком, повышая его концентрацию, благодаря чему он может играть в более значимые игры, а возможно, и в несколько игр одновременно.

Фиатная психология

Можно ожидать, что в мире, где экономические и, как следствие, социальные сигналы в значительной степени фальшивы, фальсификации будут проявляться и в других областях.

Яркие тому примеры — позитивные иллюзии и pill-popping, столь распространённые в современной психологии.


Под pill-popping подразумевается широкое и часто неконтролируемое использование медикаментов, особенно для лечения психических расстройств; тенденция к быстрому решению проблем с помощью фармацевтических препаратов, часто без учёта долгосрочных последствий и подлинных причин заболеваний.


«По этим причинам целое поколение социальных психологов рекомендовали “позитивные иллюзии” как единственный надежный путь к психическому здоровью. Их кредо? Пусть ложь будет вашим зонтиком. Более унылую, жалкую и пессимистическую философию трудно себе представить: все настолько ужасно, что только иллюзия может вас спасти».

В этом нисходящем эффекте фиатной системы вы всегда жертва, происходящее никогда не ваша вина, вы не должны чувствовать боль, есть быстрое решение, и вы не должны задавать слишком много вопросов:

— Нет, сэр, проблема не в том, что ваши поступки не соответствуют желаниям вашей души и что вы разыгрываете жалкое подобие того, какой могла быть ваша жизнь. Ваша проблема — это отсутствие прозака и недостаток лжи. Вот вам рецепт на [вставьте название фармацевтического вещества] с непременной рекомендацией позитивных иллюзий, чтобы погрузить вас в устойчивое состояние нигилистической покорности.

Психология фиата строит многослойные нагромождения лжи, чтобы отгородить вас от неприглядной правды. Но эта неприглядная правда может быть именно тем, что вам нужно было услышать, чтобы стать лучше. Конечно, это может ранить ваши чувства, но так и должно быть. Ваша нервная система и нужна в частности для того, чтобы сигнализировать, что вы пошли наперекор собственным ценностям. Она знает, когда вы “грешите” против себя же, и сигнализирует вам об этом.

Подавление этого самообманом и химическими веществами не устраняет проблему. Это лишь делает вас более слабой и невежественной версией себя, которая однажды должна будет столкнуться с ещё более неприглядной правдой.

Фиат → нигилизм

Нигилизм — это безнадёжность в отношении будущего пути. Это психологическое проявление высокого временного предпочтения, при котором будущее имеет низкую, если не нулевую, ценность, поскольку оно в любом случае неопределённо и опасно, тогда как настоящее возводится в абсолют.

Гедонисты хотя бы пытаются найти радость в настоящем и обладают более высокой энергией. Нигилисты же безразличны к сегодняшнему и ещё более безразличны к завтрашнему дню.

«Всегда найдутся люди, которые лучше вас — это нигилистическое клише, как и фраза: “Через миллион лет кто заметит разницу?” Правильный ответ на это утверждение не в том, что тогда все бессмысленно, а в том, что любой идиот может выбрать временные рамки, в которых ничто не имеет значения. Убеждать себя в незначительности — это не глубокая критика бытия, а дешевый трюк рационального ума».

Временное предпочтение лежит в основе всего человеческого поведения. К сожалению, большинство людей либо не слышали об этом термине, либо относят его к “просто экономическому жаргону, не имеющему отношения к моей жизни”. Но он имеет отношение к жизни каждого человека, и самое непосредственное. Экономика — это центральный аспект жизни.

Проблема в том, что большинство людей не имеют представления, что такое экономика и почему она важна. Им внушили, что это такая наука, использующая математические модели для понимания того, как должно быть устроено общество, как должны использоваться его ресурсы и насколько хорошо оно функционирует в соответствии с какими-то выдуманными показателями (ВВП, ИПЦ и т.д.).

Долгосрочный эффект этого мы наблюдаем: мир, где целый ряд ультранигилистических, веганских “говорящих голов” становятся важными лидерами мнений, предрекающими мир, где ваше стерильное бессмысленное существование будет устранено серым слизью и разумными машинами.

Свобода воли? Кому она нужна, когда есть тотальная биометрическая слежка? Экономика? Что вы имеете в виду? Зачем изучать человеческие действия, если люди — это просто цифры в электронной таблице?

Ничто из этого не является ни нормальным, ни здоровым. То, что мы стали такими внутренне пустыми и внешне истощёнными, — это не то, чем можно гордиться. Такой человек — не пример, а предупреждение о том, во что может превратиться человечество, если мы продолжим двигаться в этом направлении.

Вот почему так необходима связь с неэмпирическим, восстановление связи с ценностью, или Качеством, как сказал бы Роберт Пирсиг. Как это сделать? Всё начинается с корректировки нашей цели и переориентации нашего внимания на то, что имеет значение.

Внимание, фокус и цель

В первой главе я использовал образ незрячих строителей для иллюстрации того, как высокоточный инструмент может изменить результат. Здесь я хочу расширить эту идею.

«Наши глаза всегда направлены на то, к чему мы хотим приблизиться — исследовать, искать или обладать чем-либо. Мы должны видеть свою цель, но чтобы видеть, мы должны сначала определить цель. В этом смысле мы всегда находимся в процессе прицеливания».

Человеческие действия направлены на достижение целей, которые мы считаем ценными, и для достижения этих целей мы должны сначала определить цель, а затем применить внимание.

Чтобы прицел был точным, нам нужна обратная связь. И так же, как наши глаза триангулируют визуальную обратную связь, цены и обмен — это то, как мы получаем информацию от рынка или, так сказать, “социального ландшафта”.

Если кто-то покупает то, что вы произвели, помимо информации о воспринимаемой ценности, это содержит информацию о том, что вы, возможно, на правильном пути (если речь идёт не о случайном исключении). Верно и обратное: если никто не покупает ваш товар, рынок говорит вам, что вы либо вышли с этим слишком рано, слишком поздно, либо в чём-то ещё неправы: вы не нашли соответствия рынку, и вам нужно что-то скорректировать — иначе говоря, поправить прицел.

В моральной плоскости в этом состоит важность греха. Согрешить — как промахнуться. Знать, что ты согрешил, означает иметь возможность исправиться. Но как можно попасть в цель в наши дни, когда не только цель — химера, но и зрение затуманено?

Общество превращается в культуру гемблеров и безумцев, стремящихся к целям, которые они не могут ни увидеть, ни оценить, что вызвано в первую очередь отчаянной необходимостью выживания.

«Ленин, как говорят, утверждал, что лучший способ уничтожить капиталистическую систему — это развращение валюты. Путем непрерывной инфляции правительства могут конфисковать у своих граждан, тайно и незаметно, значительную часть их достатка. Этим способом они не только конфискуют, но делают это произвольно; и, в то время как этот процесс обедняет многих, в действительности обогащает некоторых. … По мере того как инфляция продолжается и реальная стоимость валюты резко колеблется из месяца в месяц, все постоянные отношения между должниками и кредиторами, составляющие основу капитализма, оказываются нарушены настолько, что теряют всякий смысл; и процесс создания достатка превращается в азартную игру и лотерею». (Джон Мейнард Кейнс, “Essays in Persuasion”)

Сегодня проявление этого греха мы видим на всех уровнях общества: отчаянные спекуляции с одной стороны и беспомощное разочарование с другой.

В свою недавнюю поездку в Соединённые Штаты я не мог не почувствовать этой тяжёлой безнадёжности в не столь удачливых бездомных, заполонивших основные шоссе. Я чувствовал это, заходя в Walmart: в остальном “хорошие” люди, потерянные, запутавшиеся и под постоянно растущим давлением неизвестно откуда.

Противоположный конец спектра можно наблюдать в падении криптоафер, как FTX или Terra/Luna. Люди, которым не стоило бы “инвестировать”, оказываются втянутыми в понци-схемы из чистого отчаяния и страха упустить возможность. Это те же самые люди, что подходят ко мне на конференциях и спрашивают: «В какую монету мне вложиться?» Это трагично, расточительно, неправильно.

Паркер Льюис писал об этом в великолепной статье «Биткойн — великая дефинансиализация» (оригинал/перевод).

Конечно, я понимаю, что каждая ситуация сложна по-своему и что люди сами в ответе за свою судьбу, но многое происходит из-за отчаяния и подсознательной паники от собственной социальной и экономической слепоты.

Я бы сказал, как и многие другие, что многое можно исправить, если внести коррективы на верхнем уровне, — и я говорю даже не о “политических” коррективах, но о простом классическом «почини деньги — починишь мир».

Фокус

Видение и фокус по природе своей стоят дорого. Намеренное (или по невежеству) замутнение сигнального механизма, необходимого для принятия ценностных суждений (в социальном смысле), делает их ещё более затратными и в конечном счёте бесполезными.

Замутнение усиливает нигилизм и отчаяние. Когда вы постоянно видите лишь миражи, вы начинаете сомневаться в себе. Со временем постоянное сомнение перерастает в страх — страх перед своими способностями и перед окружающим миром.

Находясь в таком состоянии, люди уже не могут и не будут действовать как зрелые, сознательные, ответственные индивидуумы — они начинают регрессировать, как в современном мире.

Фокусировка — предшественник внимания. Всё в мире стремится привлечь внимание.

«Это отчасти потому, что зрение — дорогой инструмент — психофизиологически, неврологически дорогой. Очень малая часть вашей сетчатки — это fovea, центральная ямка, — часть глаза с высоким разрешением, используемая для таких вещей, как распознавание лиц»

Внимание — это направленная или сфокусированная энергия и намерение. Оно дорого стоит, потому что в каком-то смысле представляет собой нашу социальную валюту.

Свободный рынок — это совокупность индивидуальных, межсубъектных “вниманий”, соединяемых в более сложную социальную ткань.

Разделение труда буквально означает, что каждый из нас может направлять своё внимание в соответствии с тем, что считает более ценным, а остальное возьмут на себя другие, каждый из которых также сосредоточен на том, что считает более ценным для себя. Таким образом мы коллективно заполняем “слепые зоны” друг друга.

«Вы слепы ко всему остальному, а вокруг полно всего остального — так что вы очень слепы. И так и должно быть, потому что мир гораздо больше, чем вы. Вы должны бережно распоряжаться своими ограниченными ресурсами. Видеть очень трудно, поэтому вы должны выбирать, что видеть, и отпустить остальное».

Ни один человек, аналитический центр, группа или организация не могут видеть всё. Не стоит и пытаться. Наша коллективная сила состоит в разнообразии точек зрения.

Разнообразие — в органическом и функциональном смысле, а не в политическом марксистском, — происходит из того обстоятельства, что мы все обладаем ясным видением, каждый в своём измерении. Множество видений и действий сплетается в прекрасное полотно свободного рынка и порождает сложную человеческую цивилизацию.

Паноптикум

На противоположном конце “визуального” спектра находится центральный единый глаз, который якобы “видит всё”. Это, пожалуй, вершина зла.

Почему? Потому что, как мы установили, видение, фокус и внимание дороги. Слишком много всего, на что нужно обращать внимание одновременно, поэтому, чтобы такое единое “Око Саурона” могло поддерживать иллюзию контроля, оно должно упрощать сложное до чего-то линейного и эмпирического. Это можно сделать только через соответствие, которое, конечно, может возникнуть только силой — как с газонокосилкой, подстригает всё до одного уровня.

Нечестивая троица государства зависит от такой силы и соответствия, чтобы создавать статичные неорганические структуры, являющиеся оскорблением для динамичной природы жизни. Однако бездумные сторонники “сильного государства” убеждены, что в отсутствие всевидящего и контролирующего всё госаппарата сам прогресс внезапно прекратится и человечество исчезнет как дым. «Если бы правительство не строило дороги, мы бы все погибли».

Это, конечно, абсурд. Если на то пошло, “сильное государство” скорее тормозит прогресс, стремясь направлять его и контролировать, занимаясь микроменеджментом.

Не верите? Если вы работодатель или родитель, постойте денёк “над душой” у сотрудника или ребёнка, наблюдая за ними каждую минуту, и посмотрите, сколько реального прогресса они покажут за этот день…

Прогресс и внимание

Следующая цитата из доктора Питерсона иллюстрирует прекрасное свойство человеческой природы, отвечая на вопрос, почему для нас никогда не существует “конечного состояния” бытия или абсолютного максимума богатства, как хотели бы заставить вас поверить марксисты:

«Мы всегда и одновременно находимся в точке ‘а’ (которая менее желательна, чем могла бы быть), и движемся к точке ‘b’ (которую мы считаем лучше исходя из своих явных и неявных ценностей). … Даже достигая временного удовлетворения, мы остаемся любопытными. Мы живем в рамках мышления, определяющего настоящее как вечно недостаточное, а будущее как всегда лучшее».

Этим объясняются, почему мы, люди, всегда куда-то стремимся, достигаем, растём, адаптируемся и эволюционируем, а также почему в обществе не может быть органических монополий. Всё меняется, и старое будет разрушаться, а новое и динамичное — расти.

Но при всём этом существует тонкая грань между здоровым стремлением к развитию и слепой погоней за миражами, где трава всегда зеленее. И подобная погоня только усугубляется, когда вы видите, как ваши сбережения тают, как лёд в жаркий день. В таком состоянии вы движимы уже не любопытством, конечно, но отчаянием, пребывая в постоянной тревоге о будущем. Вот почему сбережения необходимы не только для материальной стабильности, но и для здравомыслия.

Определённость и уверенность — базовая человеческая потребность, и мы будем искать её так или иначе — через низкокачественные средства, такие как наркотики, притупляющие разум или отвлекающие нас, через ложное чувство уверенности, получаемое, когда мы отчаянно стремимся достичь чего-то одного в ущерб всему остальному, или веря в ложные обещания быстрого обогащения, тоже неизбежно оборачивающиеся против нас. Или через высококачественные средства — как работа над чем-то, что нас искренне интересует, привлекает или увлекает, сберегая часть избыточного продукта нашего труда в форме, которая не обесценится со временем.

Здесь мы снова приходим к аргументу в пользу Биткойна. Мы должны выбирать, и способность делать качественный выбор усиливается при использовании инструмента, способного сохранить эту возможность выбора во времени.

Отвлекающие факторы

Поскольку внимание дорого и к большей части происходящего вокруг нас мы в основном слепы, мы склонны поддаваться отвлекающим факторам. Это оборотная сторона фокусирования.

Знаменитый тест на избирательное внимание доктора Саймонса ясно показал, что, когда люди увлечены тем, что они делают, они склонны не замечать и слонов и горилл в комнате.

Это сродни тому, что стремится сделать с вами современный миропорядок, намеренно или случайно. Люди настолько заняты выживанием, стараясь заработать достаточно денег, чтобы угнаться за стремительно растущими ценами на товары в магазине и на автозаправках, что у них попросту не остаётся энергии на то, чтобы заметить преступления, совершаемые теми, кто стоит у руля этого тонущего корабля, который мы называем современным обществом.

Законопроекты на 2500 страниц, заполненные бессмысленными расходами, представляются и принимаются правительственными бюрократами в значительной мере наугад — они попросту слишком объёмны, чтобы успеть это изучить и проанализировать. Конечно, никого из этих “представителей народа” это не заботит, ведь это не они в конечном счёте оплачивают эти счета, а налогоплательщики.

Эти паразиты одновременно газлайтят и обкрадывают вас. Они смеются над вами у вас за спиной, потому что вы достаточно глупы, чтобы обменивать драгоценный продукт своего труда на деньги, которые они создают просто из ничего.

Вот это сделка! Пока вы трудитесь в поте лица, принося в жертву свой самый драгоценный ресурс — время своей жизни, — мы здесь будем это распределять и тратить, придумывая что-то по необходимости на ходу.

Неудивительно, что каждый, у кого есть хотя бы половина мозга, отчаянно пытается выпрыгнуть из этого бегового колеса, гоняясь за каждой следующей понци-схемой на Coinbase, RobinHood или каком-то ещё шиткойн-казино.

Стоит заметить, что, как я уже обмолвился, отвлекающие факторы бывают как стихийными, так и умышленными. Стихийные — потому что при таком уровне информационного шума и настолько высоком временном предпочтении сложно успевать уделить внимание чему бы то ни было. Длительность концентрации внимания, как известно, сократилась до секунд, поэтому… нас засыпают ещё большим числом сообщений изо всех щелей и от каждого homo-hystericus и СМИ — это развивается как по нисходящей спирали.

Кроме того, конечно, существуют и преднамеренные и более скрытые попытки “психологической обработки”, чтобы поймать наше внимание на новую “горячую тему”. Это и правда порой напоминает заговор, целью которого является постоянный захват вашего внимания. Вопрос в том, что вы сделаете, столкнувшись с этим: будете ли горячечно реагировать или будете стоять на своём, сохраняя собственный фокус внимания?

По личному опыту могу сказать, что с момента первого знакомства с Биткойном я стал гораздо более избирательным в отношении того, на что тратить своё время и внимание. Я теперь гораздо меньше склонен вестись на текущие “горячие тренды” и более уверенно и оптимистично смотрю на долгосрочную траекторию, по которой движется человечество.

Да, мне тоже, как и вам, приходится жить в этом клоунском мире, но у меня есть достаточно личного мыслительного пространства для подведения промежуточных итогов и корректировки личных целей. Это значительно повысило качество моей жизни и вашу жизнь может улучшить тоже.

В заключение

При всём том зле, что присутствует сегодня в мире, большая часть того, что мы не хотим, происходит в результате того, что мы сосредоточены на неправильных вещах.

Это правда, что мы все здесь, чтобы расти и развиваться как личности, и частью этого является победа над теми частями самих себя, которые нам больше не служат. Победа или просто отказ? Как бы там ни было, это подразумевает движение вперёд от пройденного этапа.

Биткойн это не “исправляет”, потому что это и не требует исправления. Прогресс по определению подразумевает, что мы всегда оставляем какую-то часть себя позади на своём жизненном пути.

Мы всегда — и всегда будем — перестраиваемся по мере роста, адаптируемся и становимся либо более сложными, либо более простыми версиями самих себя. Биткойн-стандарт лишь делает этот процесс более точным, честным и вознаграждаемым.

«Если ваша жизнь не складывается, возможно, проблема не в жизни, а в недостаточности вашего текущего знания. Возможно, ваша структура ценностей нуждается в серьезной перестройке. Возможно, то, чего вы хотите, заслоняет от вас то, что еще могло бы быть в вашей жизни».

Направляя своё намерение и внимание на цели, которые мы считаем качественными или ценными, мы движемся к ним. Эта важнейшая жизненная истина и одновременно то, что, по мнению любого госслужащего и бюрократа, люди не способны делать самостоятельно.

К счастью, нам больше не нужно их слушать или соглашаться играть по их глупым правилам. Теперь у нас есть Биткойн.

«Здесь нет ничего магического, по крайней мере не более чем уже присутствующая магия сознания. Мы видим только то, на что нацелены. Остальной мир (а это его большая часть) от нас скрыт. Если мы нацелимся на что-то другое — например, “Хочу, чтобы моя жизнь стала лучше!”– наше сознание начнет предоставлять нам новую информацию, извлеченную из скрытого от нас ранее мира, чтобы помочь нам в этом стремлении». (Джордан Питерсон, “12 правил жизни: противоядие от хаоса”, глава 4)

 


Подписывайтесь на BitNovosti в Telegram!
Делитесь вашим мнением об этой статье в комментариях ниже.

Источники: 1, 2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here