Идеология Биткойна

43
ПОДЕЛИТЬСЯ

che_redwhite-wallpapersЕсли вы совсем недавно услышали о криптовалютах и видели лишь самые последние новости из этой сферы, вам простительно считать, что Биткойн – это всего лишь новый фетиш инвесторов Уолл-стрит или еще одна разновидность платежной системы вроде Paypal.

В конце концов, многие заголовки в последние месяцы подчеркивали лишь его рыночную стоимость и покупательную способность: Ах, Биткойн перевалил за 1000 долларов! Ох, Биткойн обесценился вдвое! Ня, ня, биткойн-розница – это так мило! У-тю-тю, биткойнами можно оплатить полет на звездолете!

Но вся эта досужая болтовня о высокой или низкой цене биткойна оставляют в тени тот факт, что на самом деле он никогда не предназначался ни для инвестиций, ни для покупок секс игрушек или носков из шерсти ламы — не говоря уж о новенькой машине Tesla. Можно даже утверждать, что в биткойне коммерческая составляющая – далеко не основное, что вообще-то странно звучит применительно к “цифровой наличности”. Для создателей системы и ее многочисленных адептов, Биткойн – это прежде всего идеологический проект, в котором философская составляющая куда более значима, чем финансовая.

“Идея, стоящая за Биткойном — вот что привлекло меня в первую очередь” – говорит Элизабет Плошей, редактор журнала “Bitcoin Magazine”, который считает своей миссией предоставление самой точной и актуальной информации о биткойне. Ну, уж если у журнала есть миссия, то, конечно же, таковая есть и у объекта, которому данный журнал посвящен. Элизабет говорит, что биткойн – это не просто деньги. Это своего рода политическое движение, «крестовый поход в обличии валюты». В зависимости от того, с кем вы разговариваете, основной смысл этого биткойн движения – раскрепощение зажатых и зарегулированных экономик, финансовая свобода от мирового банковского ига или уничтожение Федеральной резервной системы.

Несколько слов для тех, кто не особенно следил за историей цифровой валюты. Биткойн появился на свет 3 января 2009 года, когда некий разработчик (или команда разработчиков) под псевдонимом Сатоши Накамото выложил в открытый доступ программный код, позволяющий людям переводить друг другу деньги онлайн – напрямую, анонимно и вне всякого государственного контроля. Этот способ аналогичен тому, как работают файлообменные сети, позволяющие пользователям по всему миру свободно обмениваться музыкой и фильмами. В коротком описании, которое сопровождало код, Накамото подчеркнул, что поводом для создания биткойна было разочарование в современной финансовой системе:

Коренная проблема традиционных валют в том, что дискредитирована сама их идея. Они работают исключительно на доверии. Чтобы валюта не обесценилась, необходимо доверие к Центробанку, но история показывает, что это доверие не раз подрывалось.

По сути, это был не просто комментарий к выложенному коду, а серьезный политический документ, получивший признание в среде либертарианских и анархистских групп, которые увидели в биткойне механизм для освобождения денежной массы из цепких рук правительства. “Отделение Денег от Государства” – вот их девиз, аналогичный тезису двухвековой давности об отделении Церкви от Государства. В политических блогах и на биткойн-конференциях по всему миру эти современные евангелисты начали проповедовать и распространять свое Евангелие. И в шутливом прозвище одного из самых ранних проповедников – Биткойн-Иисус – пожалуй, есть лишь небольшая доля шутки.

И только лишь в последний год-два, когда биткойн привлек внимание серьезных политиков, регуляторов и спекулятивных инвесторов, рассказ о биткойне как инструменте политических изменений все чаще подменяется более простым сюжетом: биткойн как своего рода крипто-кредитка — или, еще точнее, как фишки для цифрового казино.

“Цена – это наименее интересная характеристика биткойна” – говорит Роджер Вер, тот самый Биткойн-Иисус. “В начале почти все, кто принимали участие в проекте, делали это из-за своих философских и политических убеждений. Мы рассматривали биткойн как великую идею, как средство для отделения денежной монополии от государства”.

В то время как шумиха вокруг биткойна вдохновляла политиков вроде Рона Пола на мечты о победе над инфляцией и подрыве всемогущества Федеральной резервной системы, валюта также получила популярность и среди менее консервативных сторонников, таких, как учредители кенийского стартапа BitPesa. BitPesa планирует помочь африканцам за границей посылать деньги домой своим семьям. По данным Всемирного Банка, в Кению ежегодно переводится 1.3 миллиарда долларов, при этом приблизительно 110 миллионов уплачивается платежной системе в виде процентов за перевод. Использование пиринговой технологии позволяет отказаться от банковских переводов и сервисов типа Western Union. BitPesa надеется сократить эти расходы, экономя для простых африканцев 74 миллиона долларов ежегодно.

Немного раздражает, когда настоящие биткойн-фанатики через слово вставляют прилагательное “революционный”. Однако именно так видят Биткойн его сторонники: как революционный инструмент трансформации многих крупных индустрий – от розничной торговли до управления капиталами.

“В настоящее время многие относятся к Биткойну как к средству быстрого обогащения с небольшой добавкой финансовой конфиденциальности” – осуждает Джон Матонис, директор Bitcoin Foundation, самоназначенный координатор этого децентрализованного крестового похода. “Но в будущем он станет инструментом коренного преобразования многих закостеневших отраслей”.

Матонис добавляет, что идеологический спектр биткойн-движения достаточно широк, чтобы примирить людей совершенно различных взглядов – “от анархо-капиталистов до социалистов”.

Последователи Биткойна есть не только среди многочисленных противников Центробанков; эти идеи также привлекательны для коллективистов, таких, как жители района Кройцберг в Берлине, где в данный момент самая высокая в мире концентрация бизнесов, использующих в повседневной деятельности биткойн.

Есть даже те, кто рассматривает биткойн как полноценную альтернативу глобальной банковской системе. Райан Сингер, соучредитель биткойн-биржи Tradehill из Сан-Франциско, сравнил цифровую валюту с электронной почтой. Он настаивает, что биткойн-платежи будут постепенно вытеснять традиционные банковские переводы, так же, как е-мейл практически вытеснил рукописные письма.

“Когда дети осознают, что им не нужно разрешение родителей, чтобы создать биткойн-кошелек” – говорит Сингер – “когда они будут использовать биткойны для международных сделок – в любое время, в любом крупном городе на планете – тогда вы поймете: что-то действительно изменилось”.

Возможно, лучшее доказательство идеологической основы Биткойна – то, что в последние недели наметился явный раскол между умеренными деятелями движения, которые считают сотрудничество с бюрократическим аппаратом разумным и необходимым, и более бескомпромиссной фракцией, которая хочет сохранить Биткойн абсолютно свободным от любого правительственного регулирования. В этот блок радикалов, в частности, входят анархисты-разработчики независимого биткойн-кошелька под названием DarkWallet, который, как планируют, будет готов в следующем году. Этот продукт будет включать дополнительную защиту, гарантирующую, что операции с биткойном остаются безопасными, анонимными, и неотслеживаемыми.

Kоди Уилсон шутить не любит

“Мы рассматриваем это как шаг на пути к полному устранению государства” – говорит Коди Уилсон, директор проекта DarkWallet, который ранее стал знаменит из-за публикации в сети чертежей пистолета, который можно легко напечатать при помощи 3D принтера. “Это может звучать, как проповедь сектанта, но я знаю, что мы только в самом начале пути. И да, мы участвуем в этом из-за идеологии”.

Источник: New York Times

43 КОММЕНТАРИИ

  1. Ну Чегивара тут совсем не к месту, он скорее антипод идеологии биткоина.

  2. Как всем известно, огромное влияние имеет на людей – политика (государства). А они видят в биткоине угрозу для себя. Поэтому они будут всячески задавить его, т.к. оно им не подвластно. Как и интернет, так и биткоины будут развивать пользователи. Если обычные пользователи испугаются давление политики, тогда мы возвратимся в совдеповские времена и будем снова кормить политиков налогами. Как уже говорилось, биткоин – это как интернет, его никто не может уничтожить или закрыть. Одна лишь угроза биткоину – это его взлом, что практически невозможно.

    • ччота с введением ASIC, у меня улетучивается уверенность с невозможностью его контроля.

      • Почему? ASIC лишь делают сеть более защищённой, не более. Это эволюционное развитие, по другому и быть не могло. А контролировать сеть можно пытаться только через крупнейшие пулы, и то не факт что получится.

  3. На самом деле философия и идеология биткойна только зарождается. Вспомните 20 лет назад многие воспринимали Интернет только как огромный порноресурс и развлечение для гиков. Ну а теперь мир невозможно представить без Интернет технологий.То же ожидает и биткойн. Биткойн философия, идеология. политика и экономика вот что ожидает грядущий мир.Лавинообразное увеличение Биткойн стартапов и технологий- все только начинается!

  4. "Отделение денег от государства" это в некотором роде миф, или недостижимая цель (идеал), к которой, тем не менее, надо стремиться.

    • Ну, и церковь, собственно, отделена от государства не вполне, и далеко не везде – и это спустя два с лишним столетия после начала соответствующего движения… 😉

  5. Внутреннее устройство системы “Биткоин” таит в себе гораздо больше чем просто новые финансовые инструменты.
    Принципы функционирования этой системы являются прародителями построения децентрализованных виртуальных миров типа “Second Life” со своими законами мироздания, на страже которых стоит криптография и “сотни миллиардов зеттафлопсов”.
    Это создания новых государств “без границ” единственным потреблением которых будет энергия, впрочем как и для биткоина с дня его рождения.

    Биткоин показывает нам концептуальный путь, компьютерные инженеры и нейрофизиологи изобретают инструменты (кстати, неуклюжим прародителем которых является Google Glass), квантовые вычисления обеспечат функционирование, надежность и стабильность. В итоге нам нужны только источники энергии. Когда это будет? ЗАВТРА.

    P.S. В декабре 2012 года все как дикари ждали апокалипсиса (землятресений, ураганов и еще всякой херни, которую может представить мозг дикаря) и мало кто понял, что предсказанный племенем Майя конец эпохи состоялся….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here